Фото:
Евразия Эксперт
Учение НАТО Trident Juncture («Единый трезубец») 2018 стало крупнейшим в Европе со времен окончания холодной войны. В предыдущей статье было подробно рассказано о подготовке к этому мероприятию и целях его проведения. Предлагаемый вашему вниманию материал посвящен ходу и основным итогам данных масштабных учений, проходивших в Норвегии с 25 октября по 23 ноября 2018 г.
На суше и в небе
Полевая часть учения Trident Juncture 2018 (LIVEX) проходила с 25 октября по 7 ноября.
Сухопутные войска тренировались в центральной и восточной Норвегии в районе, лежащем между Тронхеймом на севере и Осло на юге. ВМС действовали вдоль береговой линии Норвегии и южнее вплоть до севера Шотландии. Первоначально также назывались пролив Скагеррак и небольшой участок Балтийского моря неподалеку от него, но на последних распространенных НАТО перед учениями слайдах они почему-то не были указаны. ВВС летали над центральной Норвегией и частично над Швецией и Финляндией. Основной район учений располагался на расстоянии более 1 тыс. километров от российской границы, а воздушные операции проходили на расстоянии не ближе 500 км от границы. Представители НАТО неоднократно упоминали про это, указывая, что России не стоит бояться учений, которые-де носят оборонительный характер и не являются провокационными.
Рис. 1. Районы проведения учения Trident Juncture 2018. Источник: nato.int
Официальной целью учения была объявлена проверка способности НАТО прийти на помощь союзнику по Североатлантическому договору. Согласно сценарию, в Норвегии с моря высаживаются вражеские войска вымышленной страны «Муринус».
И хоть официально утверждалось, что учения не направлены против какого-либо государства, совершенно понятно, что под потенциальным противником понималась Россия. Иные варианты как-то не просматриваются.
В ответ на агрессию НАТО, согласно сценарию учения, ввела в действие статью 5 Североатлантического договора о коллективной самообороне и отправила войска для освобождения незаконно оккупированной части Норвегии.
На суше были проведены бригадные тактические учения, на которых друг другу по сценарию противостояли силы «северных» (агрессоров) и «южных».
«Северные», которыми командовало Союзное командование Сухопутных войск НАТО (Allied Land Command, штаб в Измире (Турция)), включали в себя норвежскую бригаду «Норд», шведскую бригаду (усиленную финнами), канадскую бригаду и экспедиционный отряд морской пехоты США.
«Южными» (освободителями) управлял I немецко-голландский корпус (штаб в Мюнстере, Германия). В их состав вошли три бригады (немецкая, британская и итальянская), которые в 2019 г. будут составлять наземный компонент Сил быстрого реагирования НАТО (NRF). Эти силы включают в себя Объединенную оперативную группу повышенной готовности (Very High Readiness Joint Task Force (VJTF) или «spearhead» («наконечник копья»)) и две бригады с более низким уровнем боеготовности. В 2019 г. наземный компонент VJTF будет состоять из немецкой 9-й танковой бригады, а двумя другими многонациональными бригадами NRF будут командовать соответственно Великобритания и Италия. Кроме того, в 2019 г. Германия будет возглавлять все Силы быстрого реагирования НАТО, что объясняет большое число немецких военнослужащих и военной техники, принявших участие в учении Trident Juncture (8000 человек, второе место после американцев, и более 2 тыс. транспортных средств, включая 200 бронированных, в т.ч. 20 танков Leopard 2A6).
Полевые штаб-квартиры и «северных и южных» разместились в Лиллехаммере.
Сухопутная часть учения состояла из двух фаз. В первой фазе учений с 31 октября по 3 ноября силы «северных» атаковали «южных» при поддержке морской пехоты США. С 4 по 7 ноября «южные» перехватили инициативу и перешли в контрнаступление. То есть и «северные», и «южные» на учении отработали как наступательные, так и оборонительные операции.
ВВС в ходе учения отрабатывали операции по авиационной поддержке сухопутных войск, а также морских сил у побережья западной и центральной Норвегии. Воздушные операции велись по всему району проведения учений, но главный упор был сделан на север Норвегии и Швеции.
На море
ВМС тренировались прежде всего в Норвежском море вдоль побережья от Бергена в западной Норвегии до Вест-фьорда в провинции Нурланн. Они были разделены на две группировки, «воевавшие» друг против друга.
В состав ВМС «северных» вошли корабли Великобритании, Дании, Канады, Норвегии, Польши и США. Ядром этих сил стала американская 8-я авианосная ударная группа (Carrier Strike Group-8 (CSG-8)) во главе с атомным ударным авианосцем Harry S. Truman (CVN-75).
19 октября авианосец Harry S. Truman пересек Полярный круг, став первым американским авианосцем, зашедшим в воды Арктики с 1991 г.
Кроме того, в состав «северных» от ВМС США входила десантная группа высокой степени готовности (Amphibious Ready Group (ARG)) во главе с универсальным десантным кораблем Iwo Jima (LHD-7). Кроме него в этой группе находились десантно-вертолетный корабль-док New York (LPD-21) [1] и десантный корабль-док Gunston Hull (LSD-44). На борту трех десантных кораблей размещался 24-й экспедиционный отряд морской пехоты (усиленный батальон морской пехоты численностью две тысячи военнослужащих).
С 17 по 21 октября около двух тысяч морских пехотинцев США в рамках подготовительной фазы учения Trident Juncture 2018 провели учебную десантную операцию по высадке в Исландии и затем тренировались по отработке учебных задач в условиях холодной погоды (как отмечалось, напоминающей российскую). Потом десантная группа выдвинулась в сторону Норвегии и утром 22 октября попала в шторм. На десантном корабле-доке Gunston Hall из-за сильной качки сорвался с креплений десантный катер LCU 1610 (стандартное водоизмещение 203 т) и повредил другие катера и док-камеру. Несколько моряков и морпехов получили легкие травмы (ушибы мягких тканей). В итоге Gunston Hall и шедший вместе с ним десантно-вертолетный корабль док New York были вынуждены возвратиться в Рейкьявик.
Поэтому морской десант во время учений пришлось высаживать с одного корабля (Iwo Jima) вместо запланированных трех. 29 октября в норвежском Олвунде было высажено около 700 морских пехотинцев, 12 гусеничных десантных машин-амфибий AAV-7, шесть плавающих боевых бронированных машин LAV-25 и 21 тактический автомобиль HMMWV («Хамви») 2-го батальона морской пехоты из состава 24-го эомп 2-го экспедиционного корпуса морской пехоты (база Кэмп-Леджен, штат Северная Каролина).
ВМС «южных» состояли из Постоянных военно-морских групп НАТО 1 и 2 (Standing NATO Maritime Group 1 and 2 (SNMG1 and SNMG2)), Первой Постоянной противоминной группы НАТО (Standing NATO Mine Countermeasures Group One (SNMCMG1)) и возглавляемых Нидерландами амфибийных сил. В состав флота «южных» входили корабли из Бельгии, Великобритании, Германии, Дании, Испании, Канады, Латвии, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Португалии, Турции, Финляндии, Франции и Швеции.
За полевой фазой учения последовали командно-штабные учения (CPX) (14-23 ноября). Они проходили главным образом в штабе Объединенного командования союзных войск Неаполь в Италии и в Объединенном центре боевых действий (Joint Warfare Centre) НАТО в Ставангере в Норвегии. Всего в этой части учения участвовало почти 3500 человек. По итогам командно-штабной части была завершена сертификация Сил быстрого реагирования НАТО (NRF) на 2019 г.
НАТО провело для России брифинг об учениях Trident Juncture 2018 во время заседания Совета Россия-НАТО 31 мая 2018 г., а также пригласила на него российских наблюдателей (аналогичные приглашения получили все страны-члены ОБСЕ).
На учении присутствовали наблюдатели из тринадцати стран ОБСЕ (Австрии, Беларуси, Великобритании, Германии, Канады, Нидерландов, России, Сербии, США, Украины, Швеции, Финляндии, Чехии). Кроме того, по отдельной программе НАТО пригласило наблюдателей из стран-партнеров, включая Азербайджан, Алжир, Новую Зеландию, ОАЭ, Сербию, Швецию и Швейцарию.
Не без происшествий
Учение сопровождалось чрезвычайными происшествиями на море. Я уже упоминал выше о повреждении утром 22 октября во время шторма американского десантного корабля-дока Gunston Hall.
Затем утром 26 октября вспыхнул небольшой пожар в машинном отделении канадского фрегата Halifax (FFH 330). Его, впрочем, быстро потушили, никто из членов экипажа не пострадал.
30 октября у берегов Великобритании потерял ход из-за аварии бортовых электрогенераторов и лег в дрейф примерно на шесть часов канадский фрегат Toronto (FFH 333). После частичного восстановления электропитания корабль убыл в североирландский Белфаст для окончательного восстановления и ремонта.
И наконец, своего рода «вишенкой на торте» стал инцидент, который привел к потере норвежскими ВМС современного (вступил в строй в 2007 г.) фрегата УРО Helge Ingstad (F313) стоимостью $500 млн, оснащенного мощной американской корабельной многофункциональной боевой информационно-управляющей системой (БИУС) Aegis («Иджис») [2].
Ранним утром 8 ноября фрегат в результате ошибки своего вахтенного офицера был протаранен в районе базы Хаконсверн танкером Sola TS под мальтийским флагом. Фрегат получил тяжелые повреждения правого борта и был оставлен экипажем (восемь человек из его состава при столкновении получили травмы). Чтобы избежать полного утопления на глубине фрегат был отбуксирован на мелководье и приткнут к берегу. В дальнейшем Helge Ingstad продолжал погружаться в воду и к утру 13 ноября 2018 г. полностью затонул. Над водой осталась только верхняя часть башнеподобной надстройки с антеннами РЛС. ВМС Норвегии ведут операцию по подъему затонувшего корабля, которой мешают сложные гидрометеорологические условия. Так что, когда она завершится, сейчас с уверенностью никто сказать не может. Первоначально речь шла не менее чем о трех неделях.
На суше в ходе учения произошло не менее шести ДТП с участием военной техники. В результате ранения получили более 10 человек.
Выявились также серьезные логистические и снабженческие проблемы. Так, около тысячи голландских военнослужащих было отправлены в Норвегию без теплого обмундирования. Минобороны Нидерландов объяснило это тем, что на осенних учениях в Литве оно, мол, не потребовалось, так что решили, что и в Норвегии оно не понадобится (!). В итоге голландцам пришлось закупать его на месте проведения учений за свой счет. Жаловались на обмундирование и особенно обувь, которые не защищали от норвежского холода и влаги, и словенские военнослужащие. Как указывает в своей обстоятельной статье, посвященной учению Trident Juncture 2018, российский эксперт Александр Запольскис, «в ряде случаев британские „Черелленджер-2“ (основные боевые танки — Ю. З.) вообще не вписывались в ширину дорог общего пользования.
Практическая проверка показала, что на реальной местности темпы движения подразделений в шесть раз отстают от расчетных нормативов.
В трети случаев к местам развертывания в боевой порядок личный состав был вынужден выдвигаться только пешком, и только с тем, что нес на себе, так как машины приходилось бросить».
Впрочем, на то и учения, чтобы выявлять недостатки и по возможности устранить их до начала реальных боевых действий. Более серьезно то, что силы в 50 тыс. человек, собранные для учения, могут, по некоторым оценкам, оказаться максимумом того, что вообще в состоянии единовременно и относительно быстро собрать НАТО. Так, в конце марта 2018 г. американская газета Wall Street Journal отмечала, что из 334 батальонов девяти ведущих европейских стран НАТО боеготовы для развертывания в течение 30 суток лишь 14. Немецкая газета Stern указывала, что Германия выставила на учение Trident Juncture 2018 около 8 тыс. военнослужащих — всех, которые находятся в состоянии боеготовности прямо сейчас. И то экипировку и обмундирование для них пришлось собирать под другим подразделениям, как говорится, «с бору по сосенке». Как иронизирует газета, «если же предположить, что кто-то действительно вздумает напасть на Норвегию, то маловероятно, что он объявит о своих планах предварительно за год, чтобы страны НАТО успели обеспечить своих солдат шерстяными носками».
Во время учения происходили серьезные сбои в работе сиcтемы GPS, в которых Норвегия и Финляндия обвинили Россию, которая-де генерировала помехи. В связи с этими обвинениями МИД Финляндии даже вызвал посла России Павла Кузнецова.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в связи с этим обвинениями заявил, что «нам ничего не известно о том, что Россия может иметь какое-то отношение к сбоям в системе GPS». Он также добавил, что в настоящее время существует тенденция обвинять Россию «вообще во всех смертных и иных грехах».
В ходе учений от норвежцев поступило более 400 жалоб на военнослужащих НАТО, принимавших участие в учении. В основном они поступили от фермеров, чьи поля были повреждены военной техникой. Кроме того, некоторые норвежцы жаловались на то, что военнослужащие НАТО отправляли естественные потребности рядом с детскими садами, школами и спортивными объектами. Пострадала и Исландия, где во время высадки морского десанта был нанесен серьезный ущерб недавно посаженному в районе учения березовому лесу. В качестве курьеза также можно упомянуть и то, что в выходные 27-28 октября американские военные перед отправкой в Норвегию выпили все пиво в барах Рейкьявика.
Учение Trident Juncture 2018 проводилось не само по себе, а являлось серии учений НАТО и стран НАТО, объединенных общим замыслом и проходящих на едином оперативном фоне. Это учение Baltic Host 18 в Прибалтике (1-30 ноября), Iron Wolf 18 в Литве (5-18 ноября), Brave Lion в Дании (5-23 ноября), Arrcade Fusion 18 в Великобритании (5-27 ноября), Anakonda 18 в Польше, Прибалтике и в акватории Балтийского моря (полевая часть 7-16 ноября, командно-штабная — с 26 ноября по 6 декабря), Citadel Bonus 18 во Франции и в Польше (22 ноября — 7 декабря). О них будет рассказано в третьей, заключительной, части этого материала.
Юрий Зверев, заведующий кафедрой географии, природопользования и пространственного развития БФУ им. И. Канта
[1] Корабль-док New York известен тем, что при его постройке было использовано 6,8 т стали из конструкций разрушенного террористами 11 сентября 2001 г. Всемирного торгового центра в Нью-Йорке.
[2] Кроме крейсеров и эсминцев ВМС США БИУС Aegis имеют только некоторые боевые корабли ВМС Японии, Норвегии и Испании.